Подзащитный: |
Магнолия
(Magnolia), художественный фильм, США, 1999,
New Line Cinema - Ghoulardi Film Company - The
Magnolia Project |
Ответчики: |
режиссер - Пол Томас
Андерсон (Paul Thomas Anderson)
сценарий - Пол Томас Андерсон (Paul
Thomas Anderson)
главные роли - Уильям Х. Мэйси
(William H. Macy), Джейсон Робардс (Jason
Robards), Том Круз (Tom Cruise),
Джулиана Мур (Julianne Moore). |
В "Магнолии" чувствуется опьяняющее
и беспорядочная радость, полученная от процесса ее создания.
Неистовая, некорректная, завораживающая картина, которая
чаще всего одновременно и внушительная, и немножко не
контролируемая, "Магнолия" где-то может зайти
слишком далеко, но такую в своем роде путаницу мог сотворить
только действительно одаренный режиссер. Им оказался
режиссер и сценарист Пол Томас Андерсон, чей последний
фильм "Ночи в стиле буги" был нервозным, убедительным
и эмфатическим взглядом на порнографию Сан Фернандской
долины 1970 годов. Также снятая в долине и включающая
несколько взаимосвязанных историй, "Магнолия"
является еще более всеобъемлющей и амбициозной чем ее
предшественник.
Рассказывая о 24 часах в сегодняшней Долине,
"Магнолия" пользуясь взаимосвязанными историями
девяти героев (сыгранные такими "Андерсовскими"
ветеранами как Джон Си Рэйли, Джулианна Мур, Уильям
Эйч Мэйси, Филип Бэйкер Холл, Филип Сеймур Хоффман и
новичком Томом Крузом, который можно сказать, захватил
картину) формирует яркий кусок нашей жизни и нашего
времени. Люди в "Магнолии" ищут счастья, сталкиваются
с неприятностями от общения с людьми, и что особенно
важно, пытаются разобраться со своим прошлым. "Мы
прошли через прошлое", замечает один персонаж,
"но прошлое не прошло через нас."
Другой ключевой элемент заключается в
том, что свои роли в фильме есть у Совпадения и Шанса.
Поэтому, "Магнолия" начинается с бравурным
вступлением, которое показывает 3 примера действительно
непостижимых совпадений, случившиеся в 1911, 1958 и
начале 1980 годов и, признанные такими же правдивыми
сколь и странными. Эти трещащие кадры с броскими визуальными
недостатками, но сделанные с гениальными кинематографическими
способностями, являются самым неотразимым эпизодом в
фильме. Его переполняет Андерсоновский неудержимый кино
энтузиазм (события 1911 года были сняты старой ручной
механической камерой) и его бесконечными способностями
к повествованию.
Когда наступает время представить зрителю
полчище персонажей, Андерсон, оператор Роберт Элсвит
и монтажер Дилан Тичнор применяют молниеносное наступление.
С повсюду преследующим вокалом Эмми Манн, охватывающий
практически все (Андерсон говорит что ее музыка была
главным источником вдохновения), люди из "Магнолии"
появляются так быстро, что кажется, мы встречаем их
всех в одно и то же время.
"Магнолия" вдруг сбавляет темп
и позволяет судьбам своих героев пересечься, одновременно
отклоняясь от главной линии и углубляясь, но некоторые
вещи остаются неизменными, особенно энергия, доверие
и рисовка, что отмечает режиссерский стиль Андерсона.
Даже не представляя куда он клонит, мы более чем рады
идти по этому пути вместе с ним. Что хорошо, ибо неизбежно,
что одни персонажи "Магнолии" более интересны
чем другие. И потайной внутренний нервный срыв приближается
ко всем, это ведет их на уровень постоянной эмоциональной
напряженности, граничащей с истощением.
Есть еще кое-что, что объединяет всех
персонажей "Магнолии", это то что почти все
из них связаны с телевидением. Например, Эрл Партридж
(Джейсон Робардс) удачливый теле продюсер, но в данный
момент умирающий от рака, его молодая жена Линда (Мур)
и медбрат Фил Парма (Хоффман) разными путями пытаются
сделать его последние часы такими, какие он бы хотел
прожить. Ведущий телешоу Джимми Гатор (Холл) провел
на телевидение многие годы - 12000 часов или 30 лет
жизни, но сейчас он тоже умирает и пытается примириться
со своей дочерью Клаудией (Мелора Уолтерс). Отягощенная
беспорядочным сексом и интенсивным употреблением наркотиков,
Клаудиа отвергает отца, но одно из самых гениальных
совпадений "Магнолии" сталкивает ее с офицером
полиции Джимом Куррингом (Рэйли, как всегда великолепный),
добропорядочный чуть неуклюжий полицейский, глубоко
религиозный и честный, он любит свою работу потому что,
она дает ему возможность исправлять несправедливость.
Джимми Гатор в данный момент ведет шоу
под названием "Что знают дети?", в котором
команда взрослых соревнуется с группой детей. Самый
умный из детей, и вероятно, самый умный во всем шоу,
это юный Стэнли Спектор (Джереми Блэкмэн), который обнаруживает,
что его одаренность, странно влияет на его отношения
с отцом. Шоу "Что знают дети?" идет в эфире
уже долгое время, и Мэйси играет бывшего победителя,
многие годы известного как "малыш из викторины
Донни Смит", который не может привести в порядок
свою взрослую жизнь. Одна из самых забавных сцен в "Магнолии"
- когда Донни пытается убедить братьев Соломон из "Соломон
Электроникс" в том, что им не надо увольнять его.
Безусловно, самая динамичная особа теле
экрана (а так как была сыграна Крузом, то и большого
экрана) это великолепный Фрэнк Ти Джей Макей, телевизионный
оратор с весьма специфическими речами. Симпатичный,
нахальный, с запасом магнетического трепа, Макей это
законченный мужской шовинист. Проповедуя и преподавая
пропитанную сквернословием философию мужского превосходства,
которую он называет "Соблазняй и уничтожай",
Макей дает Крузу шанс разрушить стереотипы, перелистывая
его образ харизматической супер звезды. Весело, грамотно
написано и исполнено, и более того приятно, потому что
неожиданно, встречаются элементы самопародии.
Захватывающую на просмотр, "Магнолию"
будет не честно для сценариста-режиссера и его огромного
потенциала назвать полностью успешной. Некоторые из
эмоциональных событий фильма предсказуемы и не очень
продуманны, некоторые откровения не настолько откровенны,
и мы не связаны со всеми героями "Магнолии"
так близко, как могли бы быть. И все же, это впечатляющая
работа с присутствием великолепного актерского исполнения,
которое легко поддерживает наш интерес на протяжении
более трех часов.
Кенет Туран
TIMES FILM CRITIC
|