Подзащитный: |
Красота по-американски
(American Beauty), США, 1999, продолжительность
120 мин. DreamWorks SKG, Jinks/Cohen Company |
Ответчики: |
режиссер - Сэм Мендес
(Sam Mendes)
сценарий - Алан Болл
(Alan Ball)
продюсер - Брюс Коэн (Bruce Cohen),
Дэн Джинкс (Dan Jinks)
композитор - Томас Ньюмен (Thomas
Newman)
оператор - Конрад Л. Холл (Conrad L.
Hall)
главные роли - Кевин Спэйси (Kevin
Spacey), Аннетт Бенинг (Annette Bening),
Тора Берч (Thora Birch), Уэс Бентли
(Wes Bentley), Мена Сувари (Mena
Suvari). |
УЗЫ СРЕДНЕГО КЛАССА
Какова жизнь человека, если мастурбация утром под душем
— это лучшее, что с ним произойдет за день? Если он
хотел быть веселым и сильным, а стал скучным и слабым,
если жена и дочь считают его полным занудой и неудачником,
а с работы после 14 лет службы его увольняют под предлогом
ненужности? Разве можно обвинять этого человека, если
в один прекрасный день он внезапно захочет стать другим,
поняв, что двадцать лет шел не туда? Если он пошлет
всех подальше и станет жить счастливо, просто потому,
что он человек и достоин этого?..
Дебют Мендеса получился очень неоднозначным. Неудивительно,
что он сразу же нахватал «Оскаров» — иногда у Академии
хватает ума дать премию хорошему фильму (взять, к примеру,
«Форреста Гампа») среди вереницы посредственных. История
хорошего человека, погрязающего в пучине мещанства —
эта история должна быть близка множеству взрослых американцев,
которые еще не совсем утонули в своем пригородном болоте,
среди машин, особняков, барбекю и равнодушия. Мендес
дает весьма радикальный рецепт избавления от уз «среднего
класса». Персонаж Спейси, Лестер Бёрнем, героически
рушит свои узкие рамки, свою раковину, выбираясь наружу
— увольняется с работы, шантажом выбивая себе огромную
компенсацию (эта сцена буквально рифмуется с аналогичной
сценой из «Бойцовского Клуба» Финчера), курит косяки
с не по годам умным сыном соседа, Рики, цивилизованным
драг-дилером, «строит» жену и ухлестывает за хорошенькой
дочкиной одноклассницей, пытаясь наладить через нее
отношения с дочерью. Он один, его не хотят понять даже
члены семьи, поэтому мещанство и тупость, в лице солдафона-соседа,
карают его за стремление к свободе и красоте.
Шоковая терапия Лестера запараллелена с конформистским
партизанством Рики. Он ходит с видеокамерой и снимает
красоту, т.е. все вокруг. Красота — в глазах смотрящего,
гласит старая английская пословица, важно только ее
увидеть. В свои восемнадцать Рики успел полежать в психушке,
стать продавцом наркотиков с обширной клиентурой, прослыть
сумасшедшим и постичь то, что Лестер узнал только после
смерти. Почему? Акселерация? Или наоборот — наивность
юной души, не верящей обещаниям взрослого мира?..
Для дочери Лестера общение с Рики тоже своего рода
прорыв. Бок о бок с красавицей-подругой, она привыкла
считать себя дурнушкой, а Рики смог заставить ее поверить
в себя, в собственную оригинальность. «Уникальная красота
снежинки...» А мамаша-риэлтерша сделала попытку поверить
в себя, нырнув в неглубокий омут адюльтера... Помогло?
Сэм Мендес снял сильную и грустную историю о «маленьком»
человеке из американского «миди-полиса». Подобно другому
критику пригорода — Тодду Солондзу — он смеется и плачет
над ним. Разве что грусть у него светлее и желчи поменьше.
Только вот счастье и у Мендеса, и у Солондза герои находят
не в этой жизни...
И.Ф.
"Интер.Кино"
© 2000-2003
|