Подзащитный: |
Amelie
(Le Fabuleux destin d'Amelie Poulain) aka Amelie
from Montmartre (международное
название на английском), Amelie
(прокатное название в США, рабочее название
во Франции), художественный фильм, Германия
- Франция, 2001, продолжительность 122 мин.
Filmstiftung Nordrhein-Westfalen (Германия),
France 3 Cinema (Франция), La Sofica Sofinergie
5 (Франция), Le Studio Canal+ (Франция), MMC
Independent GmbH (Германия), Tapioca Films (Франция),
UGC Images (Франция), Victories Productions
(Франция). |
Ответчики: |
режиссер - Жан-Пьер
Жене (Jean-Pierre Jeunet)
сюжет - Жан-Пьер Жене (Jean-Pierre
Jeune)
сценарий и диалоги - Джилиам Ларант
(Guillaume Laurant)
главные роли - Одри Тоту (Audrey
Tautou), Матье Кассовиц (Mathieu
Kassovitz), Доминик Пиньон (Dominique
Pinon) |
Такой фильм как Амели получается,
когда режиссер со злыми привычками пытается быть добрым.
Это то, что очень часто уже делали многие.
В этот раз, режиссер - француз Жан-Пьер
Жене, ответственный за такую отличительную тройку, как
Чужой: Воскрешение, Город
потерянных детей и Деликатесы
(последние два были сделаны в сотрудничестве с Марком
Каро). "Я вдруг осознал, что еще не разу не сделал
по-настоящему положительный фильм", объясняет Жене.
"На данном этапе моей жизни, моей карьеры я хочу
сделать добрый фильм, такой, который заставляет людей
мечтать, который приносит удовольствие."
Это все очень хорошо, даже похвально.
Проблема в том что, как объясняет Тина Тернер в Гордой
Мэри, она просто не способна делать "что
нибудь доброе и легкое", Жене не хватает чувствительности,
что бы создать дань классическим романтическим фильмам
30-ых и 40-ых годов о простых Парижанах, что, несомненно,
он намеревался сделать. Если те фильмы были поэтическими
и нежными, то Амели представляет
собой агрессивный, нарочитый романтизм, которому, очевидно,
не хватает искренней теплоты. Пока идет раскрытие сюжета
об одинокой душе в поисках любви, все чаще действие
оказывается неправдоподобной небылицей, перегруженной
поддельной жизнерадостностью.
Проблемы начинаются с нервным визуальным
стилем Жене, его склонность к суетливой, ускоренной
съемки (включая частые наезды на персонажей) в сочетании
со страстью к слегка нереальным, случайно появляющимся
образам. Хорошо это или плохо, но этот такой фильм,
который не оставит вас в одиночестве, который раздражающе
настойчиво вовлекает вас в свое искусственное очарование,
словно все это настоящее.
Несмотря на все, фильм Амели
стал настоящим феноменом во Франции по
кассовым сборам и положительным отзывам критиков по
причинам, которые не будут так же эффективны в других
странах. Одна из причин в том, что фильм обращается
к особенностям культуры, которые понятны только во Франции,
а так же пародирование стандартных французских персонажей,
что не будет иметь такого же резонанса в других странах.
Ключ успеха Амели
заключается в игре очаровательной Одри Тоту. Обладательница
Цезара за свою роль в качестве молодого косметолога
в фильме Институт красоты Венера,
одаренная Тоту играет Амели как некую абсолютную фею,
дополняя все озорной улыбкой и огромными, постоянно
моргающими коричневыми глазами.
Фильм начинается с краткого взгляда на
детство Амели, "выращенная неврастеником и айсбергом"
в настолько унылом доме, что золотая рыбка постоянно
пытается совершить суицид. Все это делает Амели настолько
одинокой, что она все глубже и глубже уходит в свои
фантазии. Взрослой она работает официанткой в кафе на
Монтмартре, которое называется "Две мельницы"
и заполненное привычными типами, среди которых: постоянно
утомленная патронесса, ипохондрическая продавщица сигарет,
чрезмерно ревнивый поклонник другой официантки. Дом
Амели так же заселен исключительно неординарными персонажами.
Один из них стеклянный человек - затворник с хрупкими
костями, который перерисовывает знаменитые картины.
Еще там живет слезливая консьержка, до сих пор оплакивающая
своего мужа, который убежал в Южную Африку со своей
подружкой, и Коллигнон - бакалейщик, страдающий диспепсией
и постоянно ругающий своего помощника.
Кардинальная перемена в жизни Амели происходит,
когда она находит в своей квартире маленькую коробочку
с детскими сокровищами, спрятанную там маленьким мальчиком
где-то 40 лет назад. Она решает вернуть этот клад его
законному владельцу и посвятить свою жизнь творению
добра для угнетенных и обиженных. Но исправление чужих
жизней так же является оправданием для Амели за пренебрежение
своей собственной. Поэтому, когда она встречает Нино
- такого же одинокого отшельника, который днями собирает
порванные и негодные фотографии из фото будок, она уходит
от этого потенциального романа на каждом повороте. Что
ей не как не помогает.
Поскольку Жене работал с проверенными
временем моделями, это звучит довольно привлекательно.
Но в общем, фильм "думает" что он показывает
то, что на самом деле он не показывает. Фильм настолько
же поддельный насколько и праздный, и его холодное сердце
бьется только тогда, когда его героиня мстит отталкивающему
персонажу. Среди солдат Первой мировой войны было популярно
мнение что "50 миллионов французов не могут ошибаться",
но времена изменились. В наши дни, может быть, они и
могут.
Кеннет Туран
Times Film Critic
|