Киноман.Народ.Ру

За право на хорошее кино!

КИНО

ПРОЦЕСС

Оглавление
gb
Гостевая
!
Показания
Намного раньше новые дела появляются через службу рассылок Subscribe.Ru
Дело №3 Дело №3.1 Дело №3.2 Дело №3.3  
Подзащитный: Шоу Трумана (The Truman Show), художественный фильм, США, 1998, Paramount Pictures - Scott Rudin Productions.
Ответчики: режиссер - Питер Уир (Peter Weir)
автор сценария - Эндрю Николь (Andrew Niccol)
главные роли - Джим Кэрри (Jim Carrey), Эд Харрис (Ed Harris).

 
 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Голливуд соглашается, что всегда когда кто нибудь делает фильм о телевидении или о медиа культуре, то это уже в силу самого факта, серьезная картина. И фильм, как например Прирожденные убийцы, который не был серьезным при своем рождении, может тотчас превратиться в серьезную картину из-за добавления "сатирических" размышлений о садистском насилие в теле новостях. Поэтому все знали наперед, что Шоу Трумана, режиссера Питера Уира по сценарию Эндрю Николя, собирается стать самым утонченным фильмом лета, таким о котором будут важно рассуждать критики, и для которого ожидаются награды от Кино Академии. А фильм действительно получился интеллектуальный, и нет причин для существования его отдельно от людей разделяющих свое отвращение к телевизионной поверхностности.

Вся идея в том что, Труман Бурбанк (Джим Кэрри), не зная того, звезда одного шоу под названием "Шоу Трумана". Камеры следовали за ним всю его жизнь, с момента рождения, и все что с ним когда либо происходило, было придумано загадочным гением, по имени Кристоф (Эд Харрис) - человеком который руководит маленькой империей актеров и ассистентов, которая существует за счет колоссальных сумм, заработанных на "рекламных вставках" во время шоу. Когда лампа случайно падает с "неба" идеального маленького городка в котором он живет, он начинает подозревать что что-то не так с окружающем его миром, и остаток фильма связан с его попытками подтвердить это подозрение, и связаться с одной женщиной, Сильвией, которая была актрисой в этом шоу, однажды попытавшейся рассказать ему правду.

Вы наверно подумали, глядя на яркую работу оператора, которая только подчеркивает искусственность всего вокруг него, что бедный Труман мог бы к 30 годам, возраст в котором он пребывает сейчас, догадаться обо всем. Но он должен оставаться в неведении до данного момента, когда его пробуждение начинает раскрывать 3 главные темы. Первая, это преднамеренный диалог с фильмом Фрэнка Капра Эта прекрасная жизнь, где в одном телевизионном шоу пародируется другое. Это был фильм в котором, как и в этом, главный герой потратил весь фильм на попытку выбраться из маленького городка-кокона во внешний мир, только для того, чтобы осознать, что он был бы намного счастливее просто оставшись дома. Шоу Трумана насмехается и отвергает такое умозаключение. Здесь маленький город, под названием Сихэвен, сделанный по примеру города на берегу Флориды, это телевизионная тюрьма, где все искусственно и искусственно ограждено от реальности. А может быть "реальность" это место откуда и надо бежать?

Здесь так же, я думаю, затронута религиозная тема. Лучший друг Трумана, Марлон, произносит маленькую шутку, когда они двоем наблюдают потрясающий закат над морем: "Какие краски у этого Большого парня сверху!". Большой парень, конечно это Кристоф, фигура "создателя", чье имя на это тонко намекает. Более того, он показан кем то вроде бога-тирана, который манипулирует реальностью, думая что во имя любви (все на съемочной площадке носят майки с надписью "Люби его, защищай его"), но на самом деле ради порядка. Он самоуверенный помешанный на власти тип, с верой что "Труман предпочитает свою клетку", потому что это контролируемая среда - что-то специально созданное быть "нормальным", противоположное "больному", не подвластному режиссеру, миру снаружи.

Есть некая истина в том предположении, что его власть над Труманом основана на том факте, что мы все принимаем реальность мира такой, какой она перед нами предстает, и он готов скорее пожертвовать своим чадом, чем подарить ему свободу. Но все же для многих из нас, существует много разумных причин для принятия подлинности нашего мира таким какой он есть. Обычно, это губительно не принимать его. Именно так сходят с ума. Хотя иногда что нибудь вроде легкого социального безумия, такого как мы имеем в штатах: выражающиеся в нездоровом пристрастии к телевизору, постнаркотических галлюцинациях, таинственных религиях или чокнутых тайных заговорах - это все просто забавный способ для нас потратить небольшую часть из наших огромных экономических излишек. Мы можем позволить себе быть немного сумасшедшими.

Весь замысел Уира становиться таким же чокнутым тайным заговором, как только всплывает третья тема, указывающая на голливудскую пароною. Все помнят эти детские солипсизмические фантазии о том, что каким-то образом вы единственный человек, и что все вокруг вас, даже мама и папа, даже лучшие друзья, всего лишь иллюзия, или что они имеют кокой нибудь ужасный секрет, который они вам не говорят. Это как первые симптомы паронои, которая у каждого развивается в какой нибудь вид и успешно развивается во взрослой жизни. Большой плюс в том, как они использовали эту проблему в фильме, частично превратив ее во что-то на подобии сатиры над индустрией развлечений, и частично, тем что подогнали это под общее стремление Голливуда к детству. Когда Труман говорит своей жене, Мэрил, что он хочет путешествовать по миру, она напоминает ему об их закладной и долгах за машину. Она говорит: "Ты говоришь как ребенок", на что Труман отвечает: "Может быть я чувствую себя как ребенок!". Взрослая жизнь сама по себе является полноценным сценарием, сюжет которого сыграл с нами злую шутку, приковав нас к определенному искусственному миру, где мы сейчас и находимся.

Все это не говорит о том, что фильм не слишком доходчиво раскрывает перед нами фантазию специально сделанную так что бы выглядеть не правдой. В одном запоминающемся отрывке, в котором Труман признается Марлону, как он предполагает его лучшему другу с детства, в том что у него есть жуткие подозрения в том что "мир вращается вокруг него". Марлон успокаивает его страхи с традиционной анти пароноидальной уверенностью, и затем следует один из ключевых моментов , когда Марлон убеждает его в своей вечной преданности: "Если бы все были в этом замешаны" - говорит он - "Я бы то же был бы с ними." И одна вещь в которой он всегда уверен, это то что "Я бы не когда не соврал бы тебе.". И в то же время мы видим как он повторяет эти слова за Кристофом, который говорит их ему через наушники, и который видимо и придумал это шоу.

Получилась замечательная идея, но куда вы с ней пойдете? К сожалению, Мистер Уир пришел с ней к финалу с побегом Трумана, который Кристоф неудачно пытался предотвратить, который заканчивается в буквальном смысле на краю мира, который Труман знал всю свою жизнь. Здесь он находит ступеньки, которые ведут его вверх к небу, там он видит дверь с надписью "Выход". Открывая ее он слышит голос Бога, или того кто наверху, и спрашивает "Кто ты?"

"Я создатель теле шоу которое дарит надежду, радость и вдохновение миллионам." Он говорит Труману что "Снаружи не больше правды чем в мире который я создал для тебя." Со своим божьим гневом Кристоф настаивает что "Ты не можешь уйти, Труман!" Но конечно же Труман может уйти, и своим уходом заставить миллиарды телезрителей по всему миру аплодировать в унисон, с последующей реакцией Мистера Уира (т.е не Кристофа): "Он сделал это!" Это такой же решающий момент, какой был выше в разговоре между друзьями, придуманный Кристофом. Другими словами, Уир заканчивает свой фильм протестом против фальшивости подчеркивая свою собственную фальшь - пост-модернистский стиль. И этот пост-модернистский стиль превращает это в еще одно упражнение в бессердечном цинизме. Лишь Труман был единственным настоящим человеком, которого обманывали вымышленные персонажи - но подождите! Это не совсем так. На самом деле он тоже вымышленный. :-) Одурачил я вас.

Но кажется шутка получилась плоская.

Джеймс Боуман
©1998 The American Spectator

 
 
Используются технологии uCoz